Lukeneder A., Harzhauser M., Müllegger S., Piller W. (2008): Stable isotopes (18O and 13C) in Spirula spirula shells from three major oceans indicate developmental changes paralleling depth distributions. Marine Biology. DOI10.1007/s00227-008-0911-5 pdf Александр Люкенедер - наш человек, хотя и занимается преимущественно не юрой, а нижним мелом, но он с хорошим постоянством размещает статьи у себя на страничке (ссылка на неё будет дана в сегодняшнем обновлении сайта).
Эта работа - вообще-то про современную спирулу, вернее, про изотопный состав её раковины - а вот это уже имеет прямое отношение к юре (насколько я понимаю, сейчас по юре и нижнему мелу проведено наибольшее количество исследований по изотопному составу раковин белемнитов, аммонитов, двустворок и т.д. по сравнению с остальной частью фанерозоя). Те так давно немцы знатно разобрались с сепией, теперь пришёл черед планктонных спирул
Авторами было изучено соотношение стабильных изотопов O и C в последовательных камерах арагонитовой раковины Spirula spirula с целью определить, изменяется ли глубина обитания моллюсков с возрастом. Спиральнозакрученные, похожие на аммонитовые, раковины спирул диаметром 18-23 мм (состоящие из 30-38 камер) были собраны на пляжах по берегам трёх океанов: Атлантического (Тобаго и Канарские острова), Индийского (Мадагаскар, Мальдивы, и Австралия), и Тихого (Австралия). Несмотря на такие различия в месте находок раковины, изотопный состав раковин очень близок. Данные по изотопам кислорода свидетельствуют, что после вылупления на глубине более 1000 м при температуре 4-6°C спирулы мигрировали в более мелкие (400-600 м) и теплые (12-14 градусов) воды, а в дальнейшем вновь перемещались на глубину. По изотопному составу углерода также выявляется три стадии. Эти данные, объединенные с информацией относительно образа жизни спирул, полученной ранее, могут быть использованы для сравнения их образа жизни с таковым вымерших головоногих. Правда, в мезозое разница температур между поверхностью и дном океана в основном была сильно меньше чем сейчас и только в Арктике на некоторых уровнях присутствуют свидетельства того, что температура придонных вод была около 0 градусов.