Текст встречи 09.03.2009 (начало)
Екатерина Сенникова: Для начала хотелось бы, чтобы мы все высказались по нескольким вопросам.
Во-первых – цели и задачи популяризации палеонтологии. Конечно, мы с вами считаем, что это необходимо, но хорошо бы обозначить для всех, именно цели и задачи.
Второе - соотношение этих целей и задач с наукой палеонтологией, с интересами и палеонтологической науки.
И в третьих – технические вопросы: структура сайтов, наполнение сайтов и другие технические вопросы, которые мы можем решать сообща. Сначала несколько слов скажет Вероника Борисовна.
Вероника Кушлина: Я до недавнего времени была ученым секретарем института, поэтому с проблемами популяризации палеонтологии сталкивалась непрерывно, хотя и в других формах. Раньше по почте приходили письма с вопросами от интересующихся этой наукой, потом по мейлу стали присылать, с фотографиями. Авторы писем совершенно разные, кто-то пытается нам продать свою находку, кто-то просто нашел у себя на даче странный камешек, хочет понять, что это. Часто сами любители в ПИН приходят. Понятно, что людям всё это очень интересно, так что у меня нет сомнений, что обсуждаемая сегодня нами тема актуальна и нам всем надо в этом направлении согласованно действовать.
Не надо думать, что Палеонтологический институт чистой наукой занимается, все в академических облаках витают и никто не предполагает, что простым смертным наша наука может быть интересна. Многие сотрудники в популяризации палеонтологии так или иначе задействованы, но не настолько, насколько можно было бы. Публикуются в научно-популярных журналах – «Природа» , «В мире животных» , «Химия и жизнь»; на телевидении, по радио выступают. Популяризаторский потенциал у нас большой. Люди сами увлеченные и могут интересно об этом говорить, многие это делают уже на протяжении ряда лет.
Первое, что пришло мне в голову в связи с вашими Интернет-задумками – собрать эти популярные статьи на каком-то разделе нашего сайта. Проблем с правами журнала на эти публикации возникнуть не должно, если авторы не подписывают договор о передаче прав. Это будет интересно и нужно всем любителям палеонтологии — посетителям сайта. Что касается другой популяризации на интернет-сайтах – вы все это знаете лучше меня. Поэтому дальше вы будете говорить сами, а я буду внимательно слушать.
Теперь то, что касается самого портала института и его перспектив. Всем, и нам в первую очередь, очевидно, что он требует реорганизации.
Сейчас у нас очень благоприятная для этого обстановка. Идет техническое переоснащение, уже закупили новый сервер. В этом году сайт будет меняться полностью. Мы открыты для обсуждения, каким институтский сайт должен быть - надеюсь, вы нам в этом очень поможете. Хотелось бы, что бы в начале осени мы, в расширенном составе «Интернет-держателей» встретились и обсудили все более конкретно.
Мы заручились поддержкой дирекции, все понимают, что это более современная и доходчивая форма просвещения, что молодежь начинает свое знакомство с палеонтологией не с популярных журналов, а с Интернета.
Екатерина Сенникова: Хорошо, Вероника, спасибо. Я хотела бы ещё начать сначала. Давайте для себя обозначим цели популяризации. Когда у нас будут обозначены эти цели и когда мы будем понимать, что цель одна, может, тогда мы будем делать это в конструктивном ключе, как-то помогать друг другу.
Пожалуйста, Андрей Герасимович.
Андрей Сенников: Естественно, что популяризация всегда была, и есть. На мой взгляд, самая основная, глобальная цель вытекает из того, что палеонтология, как и другие науки, дает людям представление о мире, о мироздании, о законах, об истории, и образовательная, просветительская цель является основной¸ на мой взгляд, тем более что, мне кажется, тот сектор, которым занимается палеонтология, он наиболее привлекателен и захватывающий для всех – и для любителей, и для далеких от палеонтологии. Наука эта очень интересная, и история жизни на Земле не может не волновать.
С другой стороны, если исходить из фундаментальной цели, сразу возникают некоторые проблемы, потому что журналисты испортили вкусы публики – всякие сенсации жареные, паранауки популяризируются, и на этом фоне реальные достижения палеонтологии порой выглядят скучно. Тут сразу возникает проблема, как, с одной стороны, подавать наши достижения в максимально доступной, интересной и увлекательной форме, а с другой стороны – тут мы ничего не можем сделать, этот поток псевдонауки, как-то ему воспрепятствовать. Думаю, если нормальную просветительскую деятельность вести, то в конце концов это изменится, хотя я боюсь, что журналистов так не переделаешь.
Цели более узкие, прикладные, я с точки зрения научного сотрудника говорю- поднять статус науки и палеонтологии в частности, чтобы люди понимали, что это не какая-нибудь там ерунда, чтобы было нормальное отношение, по крайней мере как в советское время. И это имеет практическое значение, потому что чиновник – он тоже человек, тоже народ, и финансирование науки, и понимание в высших эшелонах власти будет зависеть от того, какой статус будет в целом, от общественного климата, то есть воздействовать на правительство в конечном итоге, чтоб нас лучше кормили.
И ещё прикладная цель. Сам я занимался кружке в палеонтологическом институте, я понимаю, что очень важно, чтобы был ресурс молодых людей для развития науки, а если они не узнают про палеонтологию, не увлекутся в школьные, студенческие годы, конечно, у нас не будет ресурса новых специалистов. Даже если они не выучатся, не станут палеонтологами, приобретут другую профессию – в любом случае это будет полезно для них и интересно.
О формах еще, может быть, скажу. На самом деле важнейшая форма, традиционная форма – это наш музей, который многие наши сотрудники делали, и я тоже делал, выставки сейчас идут, по России три выставки – динозавровая, по насекомым и по древнейшим морским организмам. Это очень полезная и важная вещь. В традиционном виде популяризация – популярные статьи, книжки – кстати, многие наши сотрудники книжки пишут, у Курочкина неплохая книга по динозаврам. Другое дело, что они делают это несколько обособленно, эту информацию собрать было бы хорошо…
И Интернет-направление – тоже очень важное, актуальное сейчас, но опять же с точки зрения научного сотрудника могу сказать, что реально пока у человека не возникла потребность заниматься в этой области, он не будет заниматься. Поэтому иногда упреки бывают, что специалисты не участвуют. Не все, например, возят выставки по России, не всем это интересно. Мне показалось это интересным. И потом, надо учитывать, конечно, то, что каждый научный сотрудник что-то знает, у него колоссальная своя работа, и популяризация – это специальная, особая работа, и не всякий может этим постоянно заниматься, или сидеть в форумах, например. И объективно, я на форумах и не сижу –просто некогда, хотя я залезаю в Интернет за информацией. То, что для меня востребовано – это информация, в первую очередь статьи, ссылки и просто информация по конкретным вопросам. Я уже дошел до такой стадии, когда в Интернет лазаю когда что-то надо.
Алексей Ипполитов: Говоря про паранауки и расцвет мракобесия в обществе следует учесть, что преимущество паранаук перед традиционной наукой как раз в том, что они ищут путей к обществу, а мы - нет. Мы финансируемся государством, тогда эти деятели, наоборот, идут к обществу и собирают последователей там. Поэтому они будут неизбежно выигрывать борьбу за общественное мнение. Во-вторых, я хотел заострить внимание на том аспекте, что палеонтология - это просто большая область науки, интересная обществу, а таких областей не так уж много. Например, теоретическая физика, – очень сложно что-то донести до общества. То есть мы должны смотреть на эту проблему шире – мы не просто представляем свою науку, наша палеонтология представляет науку вообще. И мы должны стремиться к большему общественному весу, чем многие другие ее направления. В-третьих, Интернет – это не панацея какая-то в плане популяризации, – это прежде всего удобное средство донести информацию до человека, который ищет. Исходя из этого первая вещь, которая приходит в голову в связи с сайтом ПИНа – это сделать какую-то координированную систему оповещения о тех научно-популярных материалах, которые выходят, собирать всё это на сайт…
Екатерина Сенникова: совершенно точно.
Алексей Ипполитов: …здесь будет двусторонний эффект - потому что когда пойдёт такая информация о сотрудниках, то интерес тех людей, которые не вовлечены в популяризацию, но работают в одной лаборатории, будет постепенно возрастать, потому что будет видно, что это какая-то система, а не просто свободная и бессмысленная деятельность, за которую ничего не платят, и т.д.
Екатерина Сенникова: да, этот момент, о котором Андрей Герасимович сказал, что палеонтология действительно создает картину мироздания, причем основанную на фактах. И если люди будут знать эту картину, они меньше будут устремляться к тем же астрологам, парапсихологам. Они из-за чего туда идут? Из-за незнания
Алексей Ипполитов: Повторяю: астрологи и парапсихологи достаточно агрессивно ищут путей к обществу, и оно их кормит. А нас кормит государство и мы этих путей не ищем, а это могло бы быть два независимых источника…
Екатерина Сенникова: Нас всегда упрекают в том, что у нас нет каких-то инвестиционных проектов, что мы не даем никакой прибыли, и нам надо показать какая прибыль, какая польза от нас обществу – это одна из целей популяризации.
Алексей Ипполитов: …очень сложно оценить вклад в культуру в деньгах, честно говоря…
Михаил Рогов: Как минимум что надо сразу делать – если мы посмотрим любые новости в Интернете, то мы увидим, что 95% - это новости от иностранных палеонтологов, а о том, чем занимаются наши палеонтологи, кроме них самих практически никто не знает. И это – то, что действительно мы можем изменить
Алексей Ипполитов: не только журналисты должны к нам искать пути, но и мы должны искать пути к журналистам… А у нас только Антон Нелихов, единственный фильтр на пути всей информации
Андрей Сенников: для этого должна быть некая система сбора этой информации, то о чем мы и говорили…
Алексей Ипполитов: Еще добавлю к тому, что сказал Андрей Герасимович, такую мысль, что, на мой взгляд, те люди, которые здесь собрались, представляют несколько различные жизненные позиции, и мысль проскользнула, что кому-то надо то, кому-то другое – это совершенно правильно, аудитория разных сайтов – совершенно различна. Если следует ожидать, что сайт Палеонтологического института, как и музей, должен заниматься популяризацией в первую очередь, то вполне логично ожидать, что электронные версии статей нужно искать не там. Вы говорите, что вам интересны пдфки – значит вы идете к нам на сайт JURASSIC.RU. Это вещь, которую надо понимать, то есть всё всем не осилить. С разных сторон мы к этому делу подходим, но делаем большое общее дело. Я читаю курс в магистратуре на кафедре палеонтологии, называется он «Палеонтологические базы и банки данных в Интернете». Несмотря на то, что изначально он имел совершенно другую форму, там есть такая тема «Сайты геологических организаций», я сайт ПИНа ставлю всегда в пример по организации материалов. Потому что если посмотреть на сайт Музея Вернадского… Тут всё понятно – главная страница, перешел по одной ссылке, дальше все можно найти, всё понятно. То есть по структуре информации возможно, что как раз то что есть – очень неплохой вариант. Другое дело по информационной наполненности – тут могут быть какие-то вопросы. Я не знаю, что Миша по этому поводу думает, но я лично считаю, что сайтами организаций практически никто никогда из исследователей не пользуется. Я заходил на сайты организаций считанное число раз. А здесь функция в том, что сайт ПИНа – это не просто сайт организации, которая занимается наукой, это должно быть такое окно для популяризации. Миша, ты на сайт ГИНа заходишь?
Михаил Рогов: Иногда хожу, когда мне там надо что-то найти – свой телефон я забываю, например. Тут момент ещё вот какой. Я на сайте научной организации в первую очередь буду искать информацию о тех же публикациях, журналах, сотрудниках, контактах. Что касается сайта ПИНа, то в настоящий момент мы можем увидеть, что тот или иной человек в ПИНе работает, но как с ним связаться – мы узнать через сайт не можем вообще.
Вероника Кушлина: Они пишут ученому секретарю и спрашивают, это единственный телефон, который там указан.
Михаил Рогов: Это явно большой минус. И опять же, если и написано, чем человек занимается, то очень кратко.
Екатерина Сенникова: Сейчас технически возможно, чтобы открыто не показывать мейлы, а как-то зашифровывать, чтобы связаться.
Алексей Ипполитов: Есть информация, которая на сайте организации должна быть обязательно. Для потенциальных заказчиков, если она предоставляет какие-нибудь коммерческие услуги. А вот зачем ещё нужен сайт организации, если к нему подходить строго как к сайту организации…узнать кто директор…
Михаил Рогов: В том числе это нужно как раз и для того, чтобы люди, которые к нему отношения не имеют и попали случайно, увидели, что люди занимаются вот этим, у них такие вот результаты. То есть то о чем буквально пару слов сказал на Палеострате – то, что во всем мире есть, а у нас почему-то нет – пресс-релизы. То есть у нас я не знаю ни одного сайта учреждений, где доступным языком бы писали: наши сотрудники занимается вот этим и вот этим, они сделали вот такую штуку, какие они молодцы.
Алексей Ипполитов: Опять же, в Палеонтологическом институте, когда мы эту идею с аудиопрезентациями начали внедрять, она возникла где-то перед Новым годом, и мы её в разной форме пытались прокинуть именно как тоже такое своеобразное окно для популяризации. Очевидно, что мы к реализации этой идеи должны иметь куда меньше отношения чем тот же сайт ПИНа, потому что у вас постоянно проходят какие-то обзорные доклады и лекции, Курочкин, например, рассказывает про проблему происхождения птиц. Почему бы не делать аудиопрезентации и не выкладывать их на сайт?
Алексей Ипполитов: Технически это просто, материал есть и надо только сделать его доступным для начала, используя те средства, которые есть, а уже потом можно начинать думать о чем-то более глубоком.
Алексей Ипполитов: На мой взгляд, люди, которые работают в стенах этого заведения, всё-таки думают о деньгах не в первую очередь - трудно найти более сомнительное занятие, чем фундаментальная наука, для воплощения своих денежных амбиций. Поэтому здесь скорее вопрос не в том, что надо финансовую поддержку сотрудникам оказывать за популяризационную деятельность, а скорее нужно формировать к ней благожелательное и уважительное отношение. Надо стараться формировать в умах самого сообщества специалистов, что люди, которые занимаются популяризацией, сайтами и пр., делают очень важное дело. Пока этого в принципе нет.
Вероника Кушлина: У нас это, похоже делают потому, что самим интересно...
Андрей Сенников: Забыл сказать, что мы хотели бы, чтобы у нас были волонтеры, потому что я слышал много и видел у зарубежных коллег.. Даже поляки, казалось бы – и у тех на раскопках полно волонтеров…
Антон Нелихов: Люди постоянно спрашивают – хочу куда-нибудь поехать - а вы не отвечаете
Андрей Сенников: Это связано с очень простой вещью. Года два назад мы собирались, был молодой человек, который хотел поехать. Но дело в том, что у нас не такое финансирование, чтобы мы могли планировать заранее большие стационарные раскопки и были нужны волонтеры. Обычно пришли деньги – и сразу же…
Антон Нелихов: Везде нужны, вскрыша же везде происходит…
Андрей Сенников: Нет, не везде и потом, наши поездки бывают незапланированные. Я, например, еду, мне до смерти был бы нужен сейчас один человек, но я узнаю и собираюсь ехать за неделю. То есть не как в советское время: осенью мы подавали заявку на экспедицию – вот, я в июне беру машину и еду на месяц – и это было железно. В таких условиях планирования легко было бы брать волонтеров. А сейчас – у меня возникала несколько раз потребность в волонтерах, но поскольку возникала она за неделю, то уже кого-то искать было поздно
Антон Нелихов: Тут можно создать базу волонтеров
Андрей Сенников: Потом замечательное волонтерство я видел в Калифорнии. У них в университете Беркли колоссальная препараторская, и ходит такая кругленькая тетенька приличных лет. Я говорю: «А кто же у вас всё препарирует?» - «Волонтеры» говорит. Волонтеры не только раскапывают, но и препарируют…
Антон Нелихов: а потом изучают и описывают…;)
Андрей Сенников: И не надо штатных единиц, потому что у нас нет тоже штатных единиц. На самом деле на западе палеонтологи тоже несладко живут и тоже исхитряются по-всякому. Я считаю, что пока у нас такого нет, вообще говоря, это вещь хорошая, и волонтерство – это именно способ соединить науку с любителями. Когда под руководством научных сотрудников желающие поучаствовали бы в раскопках. Пока чисто организационно – нет даже базы данных.
Алексей Ипполитов: Это можно будет сделать, но в очень отдаленной перспективе и потом, можно заниматься такими вещами – не обязательно возить на раскопки, а вполне можно заниматься проведением геологических экскурсий по Подмосковью тому же.
Юрий Владимирович: Мы сегодня уже много интересного услышали, у меня ко всем вопрос: почему мы не обсуждаем ту аудиторию, на которую вся эта популяризация направлена?
Екатерина Сенникова: Она очень разная
Юрий Владимирович: Может, об этом и стоит поговорить? Ведь одно дело – вносить какие-то новости, информацию для школьников разных классов, студентов, и дальше можно пойти… Разный, наверное, подход должен быть, потому что я с 5го класса в геологических кружках занимался, потом Геологоразведочный институт и так далее, и я вашу мысль подхвачу, что я геолог и минералог, и за все эти годы наблюдая за коллегами, которые прошли школьную геологическую практику, в сравнении с другими – колоссальный плюс. Там, наверное, по одному можно строить работу. Есть студенты, которых тоже упускать нельзя. Сейчас они, правда, все немножко о другом думают, но тем не менее. Другие возрастные категории, и по интересам тоже. Наверное, надо как-то более целенаправленно именно в этом плане строить работу, потому что давать всё единой массой на весь это диапазон читателей, слушателей, зрителей, как мне кажется, не очень продуктивно
Антон Нелихов: Здесь получается - сначала человек заходит на сайт аммонит.ру, потом он регистрируется на палеонтологическом форуме, а в конце концов идет на юрассик.ру
Алексей Ипполитов: Есть предложение. У нас тут есть администраторы сайтов и люди, которые их развивают. Давайте каждый просто скажет в двух словах, как он представляет аудиторию своего сайта
Екатерина Сенникова: Подождите, вот ещё Антон Нелихов не высказался насчет целей и задач популяризации с точки зрения журнала «ПалеоМир»
Вероника Кушлина: На какую аудиторию, например, нацелен журнал «ПалеоМир»? По-моему, на очень разную.
Екатерина Сенникова: И какие цели Вы как главный редактор ставите во главу угла в процесс этой популяризации?
Антон Нелихов: Сейчас в журнале «Вокруг света» вышла статья про птерозавров. Я её смог прочитать до второй страницы, дальше мне стало непонятно совсем, и я понял, что если это появляется в «Вокруг света», то «Вокруг света» можно просто выбрасывать на помойку. Популярные статьи не должны быть такими. Это, кстати, по поводу того чтобы просто брать и выкладывать из «Природы», из «Науки и жизни», из «Вокруг света». Обычные люди их не поймут.
Екатерина Сенникова: Но кто-то же читает, извините, журнал «Природа»…
Антон Нелихов: Никто не читает. Я сейчас открою страшную тайну, что весь рынок СМИ не ориентирован на читателя. Он сейчас держится за счет рекламодателей. Есть рекламодатели и есть издатели, они сотрудничают друг с другом. Грубо говоря, все журналы в киоски отдают бесплатно и, собственно, от их продажи получают только те люди, которые их продают. Само издательство не заинтересовано в том, чтобы их читали, продавали, им это совершенно не важно. Соответственно, качество падает и популярные журналы – давно не популярные. Вот Александр, насколько я понимаю, может вставить свои пять копеек про «Науку и жизнь»
Екатерина Сенникова: А «ПалеоМир»..?
Антон Нелихов: А «ПалеоМир» рассчитан на то, что любой человек, который умеет читать по-русски, он возьмет, прочитает и поймёт, о чем там речь. Там нет тяжелой терминологии, там всё разжёвывается, крепко приходится разжёвывать… Мне присылают статьи далеко не такие популярные, какими они публикуются в журнале. Приходится их перерабатывать, возвращать авторам обратно, опять пережёвывать, то есть это – огромная работа. Но благодаря этому каждый может взять, прочитать и понять, о чем идет речь. Там всегда сдобрено байками, интересными историями. Поэтому «ПалеоМир», на самом деле, рассчитан для любого человека. Были история, когда я в Сызрани подарил ПалеоМир маркшейдеру, тётеньке за 50 лет, после этого мне приходится отсылать все журналы, ей понравилось. Давал художникам – девушка рисовала просто пейзаж к одной статье, и ей журнал тоже понравился. Это люди, не связанные с палеонтологией никак – но им нравится, потому что получается интересно.
Екатерина Сенникова: Кроме того, чтобы предоставить человеку интересное чтение – какие ещё цели?
Антон Нелихов: Цель – то, что я как профессиональный журналист хочу заполнить эту нишу качественным продуктом, потому что качественного продукта научно-популярного, именно популярного, у нас нет сейчас.
Екатерина Сенникова: То есть образовательная цель, донести палеонтологию…
Антон Нелихов: Лично я занимаюсь этим, потому что мне это интересно. Если бы мне это было неинтересно, я бы этим не занимался. А люди, которые читают – значит им это интересно читать. У меня нет цели увеличить уровень нашей культуры, сделать вклад в образование нации… Я не мыслю такой терминологией
Екатерина Сенникова: Ну а повысить престиж науки палеонтологии, у Вас как это?
Антон Нелихов: Я не могу повысить престиж науки палеонтологии, потому что я не являюсь представителем науки палеонтологии, а те, кто является – они, чаще всего, не очень охотно идут на сотрудничество.
Екатерина Сенникова: Но у вас же печатаются палеонтологи, то же Архангельский
Антон Нелихов: Он печатается не потому, что ему очень нравится заниматься популяризацией, а потому, что мы находимся в приятельских отношениях. Всё как в Средние века, держится на личностных отношениях
Екатерина Сенникова: И многие с Вами дружат, палеонтологи в том числе
Александр Мироненко: У нас разговор немного отошел от Интернета, хотелось бы его немножко направить в другое русло…
Алексей Ипполитов: …Извините, я про «ПалеоМир» закончу. В журналистике всё строится на личных связях – в спортивной журналистике, например, журналисты, которые берут у спортсменов интервью всего стараются поддерживать отношения личностные, так что это как раз нормальное явление. У меня вопрос такой: почему, если журнал ставит такую благородную цель…
Антон Нелихов: Какую?
Алексей Ипполитов: …предоставить обществу качественный популярный продукт на основе научной информации – почему его тогда нигде нельзя достать?
Антон Нелихов: Нельзя достать – это не моя проблема. Я не могу заниматься совершенно всем. Я являюсь литературным редактором, бильд-редактором,, главным редактором, корректором и т.д. Я принципиально не занимаюсь распространением и рекламой. Так как этим занимаюсь не я, я не могу ответить, почему журнала нет в ПИНе. Его везут уже полтора года
Алексей Ипполитов: Как мне кажется, здесь можно пробовать налаживать какие-то контакты с распространителями из региональной сети…
Антон Нелихов: Всё будет сейчас намного проще, потому что мы с Александром скоро сделаем сайт
Алексей Ипполитов: И выкладывать там…
Антон Нелихов: Нет
Михаил Рогов: А почему бы старые номера не выкладывать в электроверсиях?
Алексей Ипполитов: Их продавать можно.
Михаил Рогов: Старые продавать? Трехлетней давности?
Вероника Кушлина: А в чем они устаревают? Я вот «National Geographic» за прошлый год покупаю – и ничего.
Антон Нелихов: Так вот, я сайт просто попробую прокрутить через крупные сайты, где я, собственно, работаю. Надеюсь, это будет хорошей рекламой. А купить журнал, надеюсь, легко можно будет в интернете. Некоторое время назад он продавался на «Озоне», пока не закончился, а теперь его везут туда – опять долго, как в Палеонтологический институт
Алексей Ипполитов: Я так понимаю, спрос на этот продукт есть. Я, например, когда в Крым ездил в декабре, то по дороге пытался наконец дочитать последний журнал, и у меня это не получилось, потому что пока ехал в купе, журнал прочитали все. Спрос очень большой и было такое ощущение, что если я просто пройду по поезду с баулом номеров «Палеомира», по сто рублей распродам, то я смогу себя считать успешным бизнесменом. У меня такое ощущение, что люди даже сами не знают, что им это интересно, что спрос на самом деле очень большой был бы и вопрос с распространением – он, на самом деле, не праздный, потому что хороший продукт – это хорошо, но дистрибьюция – это больше 50% успеха.
Антон Нелихов: Полностью согласен. Я пытаюсь с этим бороться уже полгода, у меня не получается.
Александр Мироненко: По поводу продвижения сайтов я тоже на форуме тогда написал, что сайты у многих качественные, но малопосещаемые, потому что мало занимаемся их продвижением. В том, что касается Интернета –для меня именно популяризация палеонтологии – это некая абстракция. Я тоже не мыслю такими категориями, что созданием сайта аммонит.ру я занимаюсь популяризацией науки.
Мне кажется, что здесь интерес в том, чтобы доносить до пользователей достоверную информацию, предоставлять этим пользователям возможность общаться между собой, в том числе с профессиональными палеонтологами.
В первую очередь это информация разная и достоверная. И чего у нас пока как-то мало – что человек приходит на аммонит а потом уходит ещё куда-то, и ему все эти сайты приходится искать, то есть был бы интерес между теми кто есть, создать некую общую базу сайтов наших и договориться что мы друг друга по крайней мере не то что обязываемся, подписываемся как-то продвигать, но по крайней мере мы друг на друга при случае ссылаемся, мы друг на друга указываем, что оно есть. Я понимаю, одним людям интересно смотреть на окаменелости Подмосковья на аммоните, может быть им же интересно читать пдф'ки с юрассики, может быть это интересно другим людям. Нужно чтобы они имели возможность с одного сайта на другой достаточно свободно переходить и по крайней мере узнавать о них. Опять же, можно было бы ПИН подключить – вышли вот эти книги у сотрудников – я бы с удовольствием про это написал. Даже если бы эту книгу мне там показали, я бы сам бы написал новость, потом её можно было бы заверить и опубликовать. То есть вот такой обмен информацией
Алексей Ипполитов: Я всё–таки про сайт добавлю, раз речь зашла про сайты, про обмен ссылками. Приятно слышать столь конструктивное предложение, но заметьте – исходит оно от того человека, который на всех ссылается. То есть он говорит, что надо меняться ссылками. Мы на него ссылаемся, он на нас ссылается.
Александр Мироненко: Просто про этот обмен ссылками на самом деле у нас существует какое-то неправильное мнение. Оно, по-моему, идет от каких-то таких деятелей, которых на нашей встрече нет, которые пытаются зарабатывать на этих своих микросайтиках, что если я буду на кого-то ставить ссылки – имеется в виду гиперссылки – то я на этом что-то потеряю. То есть на самом деле у меня на аммоните на каждой новости стоит гиперссылка на источник. Я сейчас отхожу вообще от копирования – но это уже другой вопрос –и ничего от этого не теряю. То есть здесь очень много других факторов играет роль кроме этих ссылок. То есть я сейчас говорю не о каком-то обмене ссылками с целью раскрутки, а именно о том, что люди, ищущие информацию, могут переходить, каждому сайту друг с другом общаться… - какая-то программа обмена информацией. Может быть, между какими-нибудь сайтами это невозможно, что-то возможно. То есть что-то Палеомир будет размещать на аммоните, что-то аммонит на Палеомире, или вот с юрасикой. Тут можно будет потом, в частном порядке обсудить, а так принять решение
Алексей Ипполитов: Мне так кажется, посещаемость – это некий такой во многих случаях фетиш сисадминов. То есть что такое посещаемость – количество человек, которые зашли на сайт, зашли на него через поисковики. Есть такой сайт, называется он «Неофициальный сервер геологического факультета МГУ». Буквально год назад там заходила речь о том, что у них активность была на форуме даже не как на палео.ру, а как на форуме JURASSIC.RU, при том что существовал он уже очень долго. Посещаемость под полтора миллиона человек или как-то так. То есть люди бились за посещаемость – они её получили. Но активность при этом близка к нулю. Люди зашли через поисковик на сайт и ушли оттуда. Такую вещь, как качество посещений, оценить сложнее, и мы должны стремиться к тому, чтобы, в первую очередь, качество аудитории наших сайтов соответствовало той целевой аудитории, на которую этот сайт рассчитан. То есть чтобы Аммонит.ру привлекал людей, которые испытывают к палеонтологии интерес, готовы читать новости, на Юрассику – исследователи и продвинутые коллекционеры за пдфами, кому надо. Пусть они даже ничего не пишут, в Форумах не участвуют. А на Палео.ру вопрос с поисковиками самый больной, потому что это главный сайт, который представляет собой целую науку в сети в популярном ключе, поэтому для него вопрос с поисковиками очень острый. Плюс, в чем смысл огромной посещаемости, если мы не даем на сайтах рекламу?
Александр Мироненко: Если мы говорим о популяризации, тут не очень правильно отметать всех товарищей. Но я говорил про форумы не о чистом виде посещаемости. Посещаемость можно накрутить, поставив ссылку на порносайте, а именно о находимости сайта. У нас плохо не с посещаемостью, у нас плохо с находимостью. С тем, что человек, который ищет информацию по конкретным запросам – например, «палеонтологическая библиотека» - он находит всё что угодно, кроме того что надо
Алексей Ипполитов: Попав в нашу библиотеку – там черт ногу сломит – человек должен хоть что-то в этом понимать. Мне кажется, должны сайты быть, которые оттягивают на себя внимание поисковиков, и сайты, которые предоставляют информацию, у них немного разные задачи
Александр Мироненко: Опять же между ними должен быть обмен
Алексей Ипполитов: Посещаемость – это ещё не всё
Александр Мироненко: Посещаемость – не всё, а находимость по тем словам, которые вам нужны, чтобы тот же специалист, который не знает о Jurassic.ru, но знает, что он ищет…
Алексей Ипполитов: У нас свои методы…